Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

лосенко ант. пав

Гуманитарный словарь

ЛОСЕ́НКО Ант. Пав. (1737-73) - живописец, портретист. Худож. образование получил в мастерской И. Аргунова (1753-58) и Петерб. АХ (1758-60). Первый рус. проф. (с 1770), дир. с 1772. Пенсионер Акад. в Париже (1760-65) и Риме (1766-69). Манера Л. представляет собой сочетание позднебарочной патетики и усложненности композиций с нарождающимся классицистич. тенденциями. В центре внимания живописи Л. античная тематика и нац. рус. история, осмысляемая с позиций патриотизма и гражданственности. В рамках классицистич. схемы передал этич. проблемы и гамму человеч. чувств с позиций просветительства. Осн. произв.: "Чудесный улов рыбы" (1762), "Зевс и Фетида" (1769), "Владимир перед Рогнедой" (1770), "Прощание Гектора с Андромахой" (1773, не закончена); портреты: П. Шувалова (1760), Ф. Волкова (1763) и др. Л. - составитель уч. пособия "Изъяснение краткой пропорции человека..." (1772), по к-рому обучались мн. поколения живописцев и скульпторов. Оказал влияние на развитие отеч. ист. живописи. (И. Акимов, П. Соколов, Г. Угрюмов).

А. П. Лосенко. Владимир перед Рогнедой

А. П. Лосенко. Владимир перед Рогнедой

Полезные сервисы

лосенко антон павлович

Энциклопедический словарь

Лосе́нко Антон Павлович (1737-1773), российский живописец и рисовальщик. В картинах на темы русской и античной истории условно-академическую трактовку сочетал со стремлением раскрыть сложный этический конфликт («Владимир перед Рогнедой», 1770); «Прощание Гектора с Андромахой», 1773). Составил учебное пособие для петербургской АХ «Изъяснение краткой пропорции человека» (1772).

* * *

ЛОСЕНКО Антон Павлович - ЛОСЕ́НКО Антон Павлович [30 июля (10августа)1737, Глухов, Украина - 23 ноября (4 января) 1773, Петербург], художник, основоположник русской исторической живописи.

Годы учебы

Выходец из казацкой семьи. Рано осиротев, был отправлен в Петербург, где в 1744-53 учился певческому искусству и служил в придворной капелле. Затем как «спавший с голоса», но проявивший явные способности в сфере изобразительного икусства, был определен в живописную мастерскую И. П. Аргунова (см. АРГУНОВЫ). С 1758 занимался в Академии художеств. Как «пенсионер» Академии жил в 1760-65 в Париже, где посещал мастерские Ж. Рету и Ж. М. Вьена. Затем изучал искусство античности, Ренессанса и барокко в Риме (1766-69). В свой зарубежный период написал картины «Чудесный улов» (1762) и «Зевс и Фетида» (1769), в которых продвинулся от риторической патетики барокко к более строгой композиционной гармонии классицизма.

По возвращении в Петербург выставил в Академии художеств большой рисунок-копию с «Аллегории Правосудия» Рафаэля (см. РАФАЭЛЬ САНТИ), а также композиции «Каин» (1768) и «Авель» (1769). Хотя это были лишь копия и два этюда с обнаженных натурщиков, проявленное здесь мастерство вызвало восторг современников, назвавших Лосенко «русским Рафаэлем».

В русле классицизма

Но в историю Лосенко вошел прежде всего своим полотном «Владимир перед Рогнедой» (1770), за которое он получил звание академика исторической живописи. Впервые русское национальное прошлое (эпизод с молодым новгородским князем Владимиром (см. ВЛАДИМИР Святославич), будущим Владимиром Святым, добивающимся руки дочери полоцкого князя Рогволода) стало сюжетом столь выразительного, хотя и несколько наивно-мелодраматичного, но все же достаточно психологически сложного, картинного действа. В специальном «Изъяснении к картине» Лосенко выразил ключевой постулат классицизма о единстве места и времени («живопись может брать только один момент»). В качестве этого момента избран приход князя, захватившего Полоцк, к Рогнеде и проявляющего к ней не свирепость победителя, а нежное благородство (как бы предвещающее его будущую судьбу «крестителя Руси»). Именно благодаря вдохновляющему примеру этой картины отечественная история заняла позднее в системе академических программ (т.е. тех сюжетов, которые задавались учащимся) практически те же позиции, что греко-римская античность и Библия.

С 1770 Лосенко был профессором, а с 1772 - директором Академии художеств. Создал множество великолепных по технике рисунков с натурщиков, репродукции с которых до сих пор используются в качестве учебных пособий. Написал «Изъяснения краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй… для пользы юношества, упражняющегося в рисовании, изданное» (1772).

В 1773 начал работу над «Прощанием Гектора с Андромахой», и здесь проявив талант патетически-пылкого компоновщика и колориста, но смерть помешала ему довести работу до конца.

В состав его наследия входит также ряд выразительных классицистических портретов, среди которых наиболее известен портрет актера Ф. Г. Волкова (см. ВОЛКОВ Федор Григорьевич) (1763); основатель первого русского профессионального театра представлен тут в живой, «говорящей» позе: как бы рассуждая со зрителем о своем любимом искусстве, он держит в одной руке бутафорскую золоченую корону, а в другой маску.

Большой энциклопедический словарь

ЛОСЕНКО Антон Павлович (1737-73) - российский живописец и рисовальщик. Представитель классицизма. В картинах на темы русской и античной истории условно-академическую трактовку сочетал со стремлением раскрыть сложный этический конфликт ("Владимир перед Рогнедой", 1770).

Полезные сервисы